Социум

Общественный транспорт в Семее: до и посоле тендера

Общественный транспорт в Семее: до и посоле тендера

Весь сентябрь жители города испытывали неудобства, связанные с работой общественного транспорта. Да и октябрь начался также нервозно. Множественные жалобы и нарекания в адрес перевозчиков лавиной обрушились на акимат. В большинстве своем они касались несоблюдения графика движения автобусов. Отсюда «давка» в салонах часы пик, долгое ожидание на остановках, и как следствие, опоздание граждан к цели передвижения.

Напомним, что с 7 сентября Семей перешел на новый график работы общественного транспорта. Были сокращены некоторые маршруты, подвижной состав заменен почти полностью, сняты с рейсов микро и макро автобусы, сменились и компании-перевозчики.

По сути, произошла кардинальная системная перестройка работы всей сети общественных перевозок. Причем все это делалось в кратчайшие сжатые сроки, одномоментно, а не постепенно. Конечно, такие революционные перемены не могут происходить гладко, без сучка и задоринки.

Существует мнение, не раз отраженное в социальных сетях, что данный процесс нужно было проводить поэтапно. Однако, при ближайшем рассмотрении ситуации, становится понятным, что сделать это невозможно по одной простой причине – существующем законодательстве. После проведения тендера на оказание услуг по пассажирским перевозкам к работе приступили только те предприятия, которые выиграли конкурс, то есть отвечали требованиям, отраженным в условиях. Львиную долю всех перевозок теперь осуществляет новое полугосударственное полуакционерное предприятие ТОО «Semey bus», имеющее в своем парке 170 только что сошедших с конвейера отечественного завода автобусов. К слову сказать, закуплены они были по государственной программе по улучшению работы общественного транспорта города. Таким образом, администрации города, чтобы соблюсти все законодательные акты, пришлось внедрять перестройку методом шоковой терапии. Но нельзя сказать, что это делалось без предварительной подготовки. Нас предупреждали и не раз, что грядут перемены. Руководство города казалось, подошло к вопросу основательно, изрядно подготовившись. Однако обойти безболезненно все рифы не удалось.

Обо всех подводных камнях на пути обустройства общественного транспорта рассказали на брифинге Сериккали Жуманов, руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог, Аскар Зияданов, директор нового автопарка ТОО «Semey bus», Муслим Багиров, заместитель руководителя ЦУПТ.

Первым неожиданным препятствием на пути к совершенству стал отказ значительной части водителей устраиваться на работу официально.

– При подготовке к тендеру у нас была договоренность с водителями, что они приступят у работе в установленный срок, – сообщил директор нового автопарка Аскар Зияданов, – однако, как выяснилось, многие водители, привыкшие получать заработную плату в конвертах, высказали требование продолжить такой вид оплаты. Но мы не имеем права идти на нарушения. Мы обязаны делать социальные отчисления: налоги, пенсионные, по медицинскому страхованию, в соответствии с принятыми нормативами. Наши работники могут получать

заработную плату только через банки по карточкам. Причин отказа водителей легализировать свои доходы, оказалось несколько: это нежелание платить алименты, долги по просроченным кредитам и лишение адресной социальной помощи. Мы беседуем с водителями, объясняем им, что всю жизнь убегать от уплаты долгов невозможно.

На сегодняшний день в новом автопарке существует острая нехватка кадров, что и влияет на весь процесс обеспечения транспортом города в целом. 16 автобусов простаивают. Как сообщили на брифинге, сейчас для обеспечения бесперебойной работы на линиях необходимо еще 70 человек. А в идеале на 170 единиц транспорта требуеся 340 водителей.

– Проблема дефицита кадров в автопарках существовала в городе всегда, – сообщил Сериккали Жуманов – кроме того, она актуальна по всей стране, как недавно заявили на заседании Ассоциации водителей РК. Профессиональный голод в отрасли существует отчасти оттого, что кадровый состав опытных водителей составляют люди среднего возраста, а молодежь к нам не идет.

– Это связано с высокими профессиональными требованиями: квалификацией, опытом работы, огромной ответственностью. Процедура получения категории «Д» занимает не менее пяти лет. Водители в ответе не только за безопасность пассажиров, но и несут материальную ответственность за надлежащую эксплуатацию дорогостоящих автобусов, – пояснил руководитель отдела.

Сейчас руководство автопарка и города принимает все меры, чтобы пополнить кадрами новое предприятие.

– Если мы решим проблемы с кадрами, решим и все остальные вопросы по бесперебойному обеспечению транспортом горожан, – говорит С.Жуманов, – думаю, что в ближайшее время ситуация стабилизируется. Набор водителей продолжается, о чем мы постоянно сообщаем во всех возможных информационных источниках, провели специальную ярмарку вакансий.

– Кроме того, мы предлагаем водителям повысить квалификацию по категориям на базе колледжа транспорта не только бесплатно, но и с предоставлением стипендии, с последующим гарантированным трудоустройством – добавил А.Зияданов.

– На новом предприятии исключены задержки выплат по заработной плате. Поскольку предприятие имеет государственное участие, мы гарантируем защиту и соблюдение прав, охраны труда и техники безопасности работников, – комментирует Сериккали Жуманов, – В том числе, соблюдение режима труда и отдыха водителей. За этим у нас следят специалисты: инженер по охране труда и врачи, которые проверяют перед выходом на линию состояние здоровья человека, которому предстоит управлять автобусом. Графики регулируются с учетом отдыха, есть «отсыпные» дни. Если водитель работает с 5 часов утра, то в 11 и в 14 часов предусмотрены перерывы. В течение дня есть время, так называемого, отстоя на 40-50 минут, все это прописано в положении об охране труда. Ведь в день водитель проезжает по 250-300 километров.

– Размер заработной платы составляет 10 тысяч тенге за смену. А с учетом отчислений по соцпакету 13 тысяч тенге. Кроме того, в целях симулирования разработана сетка премирования за хорошую работу до 30% прибавки к основной

выплате. Водители должны соблюдать внутренний распорядок предприятия, маршрутный график, ПДД, – проинформировал Аскар Зияданов.

Естественно предусмотрены и меры к нарушителям. Например, есть жалобы пассажиров на некомпетентность кондукторов, которые сами еще толком не знают маршрутов и поэтому остановок не объявляют. Как заверили на брифинге, все обращения рассматриваются оперативно и принимаются меры. Кондукторы перед выходом на линии проходят инструктаж, все единицы транспорта снабжены схемами маршрутов. Ведется статистический учет по количеству нарушения ПДД. За месяц было зарегистрировано 14 случаев нарушений. По вине водителей автопредприятия 6 случаев, остальные по вине других участников.

На брифинге журналисты передали просьбы граждан по восстановлению сокращенных или частично сокращенных маршрутов.

– Все эти проблемы, а это 95% жалоб, связаны с недопоставкой единиц транспорта на линиях. Например, сейчас вместо 10 автобусов на многих маршрутах работает 8 машин. Уверяю вас, что когда все автобусы выйдут на маршруты, то ситуация нормализуется – интервалы в движении будут сокращены. На вопрос о неудобствах, возникающих в связи с планировкой салона в новых автобусах, в частности наличии разноуровневых площадок, интервьюируемые сослались на технические стандарты качества, принятые заводом-изготовителем и подтвержденные уполномоченными органами. Производители дают гарантийный срок эксплуатации автобусов на 100 тысяч километров пробега, либо три года. Кроме того, с учетом жалоб пассажиров на низкую температуру в салонах зимой, были установлены дополнительные отопительные устройства.

Горожане, быстро привыкшие к мобильному приложению Инфобас, требуют скорейшего его возвращения в обиход. Как пояснил, Муслим Багиров, заместитель руководителя ЦУПТ, в связи со сбоями в работе транспорта, возникли проблемы и с системой диспетчеризации, которая стала показывать некорректные сведения. Чтобы исключить и исправить ошибки, пришлось отключить вконец «запутавшийся» Инфобас. Сейчас работы по регулировке и настройке закончены. Проводится тестирование. Срок подключения мобильной программы – не более недели.

Начат процесс постепенного введения электронного билетирования. На маршруте №5 в тестовом варианте кондукторы используют переносные валидаторы. Не за горами тот день, когда устройства появятся во всех автобусах. Эта международная практика будет внедрена в обязательном порядке, как самый эффективный метод учета пассажирского потока и приема оплаты.

Айман Шарипханова

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button
Close
Close