Публикации

Краеведы Семея вспомнили Белослюдова, Беляева и Рериха

Краеведы Семея вспомнили Белослюдова, Беляева и Рериха

В библиотеке имени Абая прошла «Краеведческая гостиная», которая продолжила тематику «Люди нашего города». Известный краевед Семея Павел Жуков, рассказал о трех известных художниках. Среди них семипалатинцы: Виктор Белослюдов, Михаил Беляев и мировой известный художник Николай Рерих.

История о трёх художниках началась с Виктора Белослюдова, который организовал в 1909 году художественную выставку и пригласил поучаствовать в ней известных художников. Виктор Николаевич окончил Строгановское училище в Москве и, вернувшись в Семипалатинск, пишет пейзажи Иртыша, Алтая, часто устраивает художественные выставки в нашей публичной библиотеке. Таким образом, через художественную выставку, две картины Н. Рериха попали к нам в город. Краевед предполагает, что, возможно, Виктор Белослюдов был знаком с Рерихом, но пока документов подтверждающих это не найдено. Имя Н. Рериха упоминалось в каталоге одной из художественных выставок, который просматривал Павел Николаевич Жуков. Согласно каталогу это были этюды к постановке «Пер Гюнта». Такое знакомство двух художников было вполне возможно, так как Николай Белослюдов еще с ученической поры проявлял талант художника, и по настоянию своих братьев, которые были известными краеведами нашего города, он поступает в Строгановское училище. Последний год обучения был 1905 и, конечно же, Николай принимает участие в революционном движении. В журнале «Жало», на обложке выходит его рисунок «Ночь после похорон Баумана». Именно после этой публикации он был вынужден оставить Строгановское училище, не окончив его. Но диплом он все-таки получил, позднее, по почте. Еще в Москве, он принимал участие в увеличении рисунка русского художника-передвижника В.М. Васенцова «Георгий Победоносец» для украшения входа Третьяковской галереи. Эту работу предложил ему известный русский художник и скульптор Николай Андреевич Андреев, высоко оценив самобытное дарование В. Белослюдова. Строгановское училище, Третьяковская галерея, но возможно были и другие случаи для встречи с Н. Рерихом (творчество Рериха и Васенцова сближается духом прошлого), а возможно это была просто знакомство по переписке.

Дальнейшая судьба рериховских рисунков пока неизвестна, часть работ по окончанию выставки была продана.

Для Н. Рериха, художественная выставка, тоже была не последней встречей с Семипалатинском. Возвращаясь из Трансгималайской экспедиции он решает добираться до Омска по Иртышу пароходом через Семипалатинск. Об этом он пишет в своей книге-дневнике «Алтай-Гималаи». 4 июня 1926 года он перегружается на пароход «8 февраля» до Омска.

Вот что он пишет в своей книге: «4 июня. Семипалатиинск. Три часа утра, перегружаемся на пароход «8 февраля» до Омска. Решили ехать пароходом, ибо алтайская дорога поездом –медленна – поезд идет 20 часов до Новосибирска.

Заходим в книжный склад – удивительно: ни одной пошлой книги. Масса изданий по специальностям. И это все в пограничном захолустье, в уединенном Семипалатинске! Стоят и белые каменные дома, и серые деревяшки – как будто все то же самое, но жизнь иная наполнила эти остовы». О том, что наш город снискал славу литературного, и читающего, отмечают многие известные личности посетившие Семипалатинск в прошлом веке.

По счастливой случайности, или закономерности – этот пароход «8 февраля» был запечатлен нашим художником-современником Михаилом Беляевым. Благодаря М. Беляеву он стал зримым свидетелем пребывания великого художника на нашей земле. Пароход многие годы ходил по Иртышу, а в последние годы долгой жизни стал плавучим домом отдыха.

А сам Михаил Беляев, замечательный художник, оставил для горожан историю нашего города в рисунках. В его работах мы можем увидеть еще живущие старинные здания Семипалатинска и уже исчезнувшие. М. Беляев – художник Памяти и Времени уходящего в небытие. Он помог сохранить Время нашего города, аромат его старины. Его тематические альбомы – это своеобразные портреты старого города – «Калитка, которой нет», «Семипалатинская старина», «ул. Семенова Тянь-Шанского», «ул. Ф.М. Достоевского» и др.

Титаев Е.А., рассказывая о художнике в своей книге, писал: «С блокнотом в руках Михаил Михайлович исходил, наверное, не одну сотню километров по улицам, помнящим многих властителей дум, ниспровергателей и защитников разнообразных идей.<…>художник Беляев давным-давно понял одну простую истину: дома – это своеобразные корабли, плывущие во времени. Люди рождаются и умирают, и снова рождаются, и

строят новые дома. И продолжают плыть в них из прошлого в будущее. Все равны перед вечностью, все имеют право быть незабытыми <…>.

Семипалатинск – это город, где можно окунуться в былое, любуясь старинными зданиями. А еще здесь не лгут художники. И так будет всегда. И через сто, и через триста лет, и через пятьсот. Художники грядущих веков обязательно зарисуют для потомков старые дома. И те, которые сверкают сейчас новизной стен. И те, которые еще не построены».

Всех трех художников сближает любовь к своей истории, и эту ниточку любви они протягивают через свои картины нашему поколению. Н.Рерих твердо верил: «Не знающий прошлого не может думать о будущем». Именно им в мировое сообщество заложен знак-символ «Красный крест культуры». Впоследствии этот символ за охрану культурных ценностей стали назвать «Знамя мира». Идея охраны культурных ценностей была выдвинута Н. Рерихом еще до первой мировой войны. И только в 1954 году в Гааге на основе пакта Рериха был подписан Заключительный акт Межправительственной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В следующем году этот пакт был ратифицирован всеми 39 странами, подписавшими Заключительный акт конвенции в Гааге. К сожалению, многие страны, ведя современные войны, наносят тяжелые удары по мировой культуре, разрушая памятники нашего прошлого бытия. Памятники разрушаются не только во время войны, наш город тоже имеет печальный опыт в вопросе сохранения памятников. Будем надеяться, что Программа «Руханижаңғыру», инициированная в нашем государстве поможет сохранить нам историческую культуру нашего города.

Краеведческая гостиная – это не только обилие интересной информации, но и общение с горожанами за кружкой чая об интересных археологических находках краеведов, проведение викторин по истории края. По результатам викторины , которая прошла 25 августапобедителю была вручена древняя монета, найденная в Семипалатинском регионе. А победителем стала наша давняя читательница библиотеки и почитательница «Краеведческой гостиной» Измайлова Клара Лябибовна. Ей помог накопленный опыт и прекрасные знания истории нашего города.

Марина Парфенович

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close