Новости Казахстана

Почти шесть трлн тенге должны казахстанцы по кредитам

Почти шесть трлн тенге должны казахстанцы по кредитам

По сравнению с прошлым годом объем займов вырос на 10%. Вместе с тем стало больше и должников, передает телеканал «Алматы».

В прошлом году кредитный портфель банков был в районе 4,5 триллионов тенге. В этом году казахстанцы должны почти 6 триллионов. Количество людей, взявших кредит на сегодня — 6 миллионов 300 тысяч человек. Большая часть исправно их выплачивает, а вот полтора миллиона человек вышли на просрочку и подпортили себе кредитную историю.

«В среднем казахстанцы берут около 650 тысяч тенге. Это если мы говорим о всех розничных кредитах, включая ипотеку.  Если мы говорим только о беззалоговых кредитах, то это от 250 до 350 тысяч тенге. Это средний кредит», — говорит директор по развитию бизнеса Первого кредитного бюро Асем Нургалиева.

Самые закредитованные — Алматы и Астана. Из регионов не отстают Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Туркестанская области. Чаще всего деньги под проценты берут для потребительских целей. Причем кредит — беззалоговый. Ипотека в рейтинге чуть менее популярна. 16% — доля потребзаймов с залогом. И автокредиты казахстанцы оформляют реже всего. А портрет заемщика выглядит примерно так:

«В сегменте хороших заемщиков 57% — женщины. В меньшей степени это мужчины. То есть если мы говорим о классическом хорошем заемщике – это женщина 30 лет с высшим образованием и со средним доходом 150-200 тысяч тенге», — делится Асем Нургалиева.

Кстати, микрокредиты тоже в основном берут женщины. Правда немного старше — 40 плюс и проживающие в селах южных регионов страны. Займы они тратят на запуск или развитие малого бизнеса. На сегодня микрофинансовые организации из общей доли выданных займов занимают всего 5%. Но кредитный портфель всего равно растет. К примеру, у самой крупной МФО он прибавил 23%.

«Клиентская база с начала года приросла в нашей компании до 3%. Если говорить про объемы, то в этом году за 6-7 месяцев — это порядка 44 миллиардов тенге. 85% у нас это клиенты, которые занимаются бизнесом. В основном агробизнесом. И только 15% — это люди, которые берут на потребительские цели. При этом потребительская цель — это не пойти купить смартфон, а больше о том, чтобы заплатить за образование детей, купить топливо на зиму», — говорит заместитель председателя правления микрофинансовой организации Карлыгаш Райханова. 

На рынке есть еще и третьи игроки — так называемые онлайн-компании, выдающие деньги до зарплаты. К числу микрофинансовых организаций они не относятся. До недавних пор их работу никто не регулировал, потому не имеется статистических данных.

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button