Главная / Публикации / Павел Плиско: «Судьба меня вела, и я ей благодарен!»

Павел Плиско: «Судьба меня вела, и я ей благодарен!»

По-разному складываются судьбы человеческие. И пока они складываются, трудно бывает предсказать конечный результат, заранее догадаться кем станет герой, каких успехов достигнет он в этой жизни. У Павла Михайловича Плиско судьба не складывалась, она его вела. Именно поэтому он стал сначала первым парнем на деревне – гармонистом, а затем баянистом, единственным на всю Ириновку в три тысячи домов. Это судьба привела его в Семипалатинск и помогла стать профессиональным музыкантом, это она уже более полувека удерживает его в профессии.

img0756Елизавета Тимофеевна Матвиенко и Михаил Николаевич Плиско, родители нашего героя, переехали из Украины в Ириновку, Урджарского района, Семипалатинской области в 1903-м году. Трудились в колхозе «Новая жизнь», воспитывали пятерых детей. Павел – последний, самый младший ребёнок в семье. Детская память впитывала первые впечатления. Запомнилось: мать – лучшая певунья в посёлке. А у бабушки Петра Тимофеевича Матвиенко была гармонь. Гармонь не простая, русского строя гармонь, на заказ выполненная, с серебряными планками. Не давали покоя серебряные планки маленькому Павлу, тревожили воображение, очень уж хотелось ему проникнуть под них, посмотреть, как там всё устроено, откуда звук, откуда такая красота? Заметив настойчивый интерес Павлика к музыке и музыкальным инструментам, дядюшка подарил любимому племяннику маленькую игрушечную балалайку с настоящими струнами. На них мальчик пытался подбирать знакомые мелодии, и нередко это ему удавалось. Но в мечтах гармонь не отпускала, хотелось иметь свою,  хотелось научиться на ней играть.

Между тем сельская жизнь состояла не из одной только музыки. Семья Плиско, равно как и остальные три тысячи семей довоенной Ириновки, жила исключительно натуральным хозяйством. На шестидесяти приусадебных сотках выращивалось всё необходимое: овощи, ягоды, фрукты, рожь, пшеница, лён, конопля. Из конопли вили верёвки, крепче не бывает. Изо льна ткали полотно и шили одежду. До сих пор помнит Павел Михайлович, когда мама сшила ему штаны из только что отбеленного полотна. Тут же он их надел, помчался хвастаться перед мальчишками. Те обновку, разумеется, оценили: здорово, новые штаны! А мать как увидела, так и запричитала: «Что же ты, Павлуша, в некрашеных штанах по селу бегаешь?» Это сегодня белые брюки в чести, а тогда брюки должны были быть непременно чёрными. Красили самодельные вещи тоже сами. В общем, всё сами, ничего не покупали, никого не нанимали, так вот и жили. Натуральное хозяйство в тяжёлые военные годы выручало, с голоду, по крайней мере, не пухли. Хотя без мужа и двух старших сыновей, ушедших на фронт в первые дни войны, Елизавете Тимофеевне приходилось ой как несладко. Судьба всех троих хранила. Никто не погиб, все вернулись.

Между тем, подросший к тому времени Павлик всё бегал в магазин, где частенько продавали гармони. Смотрел на них зачарованно, иногда осмеливался обратиться к родителям с просьбой: «Ну, купите, пожалуйста!» Но семейный бюджет не предусматривал таких расходов. Просьба сына долгое время оставалась без внимания. «К чему тебе гармонь? Кто тебя будет учить на ней играть?» — отмахивались родители. Стал он тогда к дядюшке приставать, Петру Тимофеевичу, чтоб научил. А тот и не отказывался, но к своей гармони не подпускал: Научу, когда у тебя своя будет». Долгожданный день всё же однажды наступил, когда пошли они вместе с дядей-гармонистом Павлу гармонь выбирать. Но тут выяснились такие тонкости, от которых мальчуган пришёл в отчаяние. Оказалось, в магазине были только хроматические гармошки, а Пётр Тимофеевич мог играть только на своей, русского строя, гармони и переучиваться даже ради любимого племянника не собирался. Павел навзрыд разревелся, а добросердечная продавщица поспешила его успокоить: «Не плачь, закажем для тебя русский строй».

И ведь заказала! А когда гармонь поступила в продажу, лично пришла и уведомила семью Плиско об этом. Незабываемый, счастливый день! Едва вечера дождался девятилетний мальчуган, чтобы получить свой первый урок у Петра Матвиенко. Вернувшись с колхозных работ и управившись по хозяйству, тот приступил к обучению. Разумеется, без нот, что называется, с пальцев, показал одну песенку из своего репертуара и строго-настрого наказал Павлу: «Не приходи ко мне, пока не разучишь как следует и не будешь играть её как я!» Ученик понял всё буквально и уже на следующий день пришёл с досконально выученным уроком. Так и ходил за новыми уроками почти всю зиму, пока не услышал от своего первого учителя следующее:  «Всё, нечему больше мне тебя учить, дальше – сам».

Весть о новом гармонисте в Ириновке разнеслась моментально. Девчата то и дело выпрашивали Павла на часок-другой у матери для своих посиделок. И на всех деревенских праздниках он стал фигурой значимой, почитаемой и долгожданной. Так было вплоть до окончания шестого класса. Шел 1954 год. Колхоз «Новая жизнь», как, впрочем, и все остальные колхозы Урджарского района, получил строжайшее предписание: представить человека на трёхмесячные районные курсы для обучения игре на баяне с целью. Самодеятельность на селе страна, стало быть, принялась развивать. Предписание имело силу приказа, согласно которому человек должен был прибыть на музыкальные курсы вместе со своим баяном. Кого именно нужно послать на эти курсы никто не сомневался. Да вот где баян-то взять? И когда сильно задумались, то вспомнили, что когда-то колхоз «Новая жизнь» за хождение в передовых и всяческое содействие приближению советских людей к действительно новой жизни был награждён самым первым московским баяном и библиотекой, включающей солидный нотный раздел. Баян этот был с прикручивающимися болтами кнопками, весил ровно пуд, никто никогда на нём не играл. Оставалось только сообразить, где он всё это время хранился и отправить вместе с ним Павла Плиско на трёхмесячные курсы в Урджар. Что, собственно, и было сделано к удовольствию председателя колхоза и радости самого Плиско.

Три месяца занятий под руководством опытных музыкантов принесли свои плоды. Будущий баянист освоил на уроках сольфеджио нотную грамоту и разучил весь танцевальный репертуар 50-х годов. До сих пор в личном архиве Павла Михайловича хранятся привезённые с курсов документы: удостоверение об их окончании и с одними «пятёрками» табель. Представленные в правление колхоза документы послужили поводом к начислению трудодней новоиспечённому баянисту, которые он отрабатывал с лихвой на клубных вечеринках и всевозможных колхозных праздниках. Апофеозом творческой деятельности Павла в Колхозе стал большой концерт, подготовленный им совместно с колхозными артистами к 10-летию Великой Победы над фашистами во второй мировой войне. И вот тут, можно сказать, на пике заработанной славы он объявил о своём намерении ехать в Семипалатинск, поступать в музыкальное училище. «Ишь, чего выдумал, — возмущался колхозный председатель,  — мы тебя накормили, научили, на ноги поставили… Не поедешь никуда, и так учёный уже!». К слову сказать, о музыкальном училище в те времена никто не помышлял, о нём даже не слышал никто. Буквально только что оно открывалось в Семипалатинске. Объявление о наборе в него студентов Павел по счастливой случайности прочёл на клочке использованной под какой-то кулёчек бумаге. Для него этот обрывок газетного текста стал знамением свыше, а тут такие препоны председатель вдруг учинил.

Но в училище Павел Плиско всё же поехал и благополучно в него поступил, и успешно его окончил. На третьем курсе женился на Татьяне Бережной из родной Ириновки. Вместе они переживали трудности самостоятельной жизни, и радости вместе делили. Воспитали двух дочерей, дождались двоих внуков. С музыкой наш герой никогда не расставался. Всю свою жизнь проработал на одном месте, в Первой музыкальной школе Семипалатинска. Воспитал десятки учеников, добившихся на музыкальном поприще значительных успехов. Теперь невозможно уже представить, чтобы судьба не вывела его на желанную тропинку музыки, которая стала в результате его жизненным путём. 

Оставить комментарий

Авторизация через соц. сети: 

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*